Суббота, 18.05.2024, 22:50

Приветствую Вас Гость | RSS
Борцы за дроп
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [11]

...

Главная » Статьи » Мои статьи

Драконы в мифах, обобщённо.
Образ дракона представлен в мифологиях Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии, Мексики и Анд). В большинстве культур образ дракона связан с культом водоёмов, что связано с искусственным орошением как основой хозяйства этих государств. Дальнейшее использование фантастического образа дракона (в частности, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в позднейшей европейской культуре) было связано и с собственно эстетической ролью этого символа в искусстве. Остаётся открытым вопрос о том, является ли образ дракона в мифологиях ранних государств Западной, Южной и Восточной Азии, доколумбовой Америки, результатом независимого параллельного развития или связан с культурными взаимовлияниями (см. прослеживающееся в более позднюю эпоху влияние древнеближневосточных мифов о драконе на греческий миф о Пифоне, использование китайского символа дракона в мифологиях Японии и других сопредельных стран, а также индийской макары в мифологиях и искусстве многих стран Юго-Восточной Азии). Почти всюду Дракон символизирует собой испытание, которое нужно пройти, чтобы получить сокровище. Есть символика дерева, которая нередко вплетается в сюжет змееборчества, если он встроен в общий миф. Змей-дракон изображается обвившимся вокруг дерева, или находящимся у корней мирового древа, или в его ветвях, или несёт в себе его атрибуты (образ пернатого змея на дереве, в котором соединились птица и змея, отмечающие верх и низ мирового дерева). Пол дракона в мифах имеет свои особенности. Как мужской он очевиден в мифах с темой запирания вод и забирания девушек. Как женский он очевиден в мифах о порождении драконом мира. Во многих мифах пол менее определён; дракон олицетворяет мужское начало, но имеет и черты женской природы Дракон связывается с водой, водоёмом. Он как забирает (запирает) воду, так и приносит её избыток (наводнение, ливни). Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод. В Китае самую красивую девушку венчали с Хуанхэ, бросая её в воду, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, также наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у индейцев майя девушек бросали в священный водоём Чичен-Ицы. Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани. Дракон как помощник также связан с водой, урожаем и плодородием. В древнекитайской мифологии крылатый дракон помогает культурному герою Юю — основателю династии Ся, волоча по земле свой хвост и тем самым определяя пути, по которым нужно прорыть каналы для водоснабжения. Исторически дракон-помощник в таких мифах возводится к мифу о змее, укрощённом героями, которые впрягают его в плуг (в вавилонской мифологии; также славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра, или легенду о Никите Кожемяке). Дракон-помощник может приносить людям сокровища (в славянских мифах о драконе — летающем змее, в типологически сходных с ними африканских легендах и т. п.). Если со способностями драконов всё ясно, практически всюду присутствует один и тот же набор, то происхождение этих мифических существ вызывает некоторые споры. По гипотезе некоторых учёных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) образ дракона в виде соединяющем черты птиц и змей относится примерно к тому же периоду, когда мифологические символы животных как таковые уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Такой образ дракона был одним из способов объединения противоположных символов — символа верхнего мира (птицы) и символа нижнего мира (змеи). Некоторые трудности вызывает вопрос совпадения образов дракона и змея. Некоторые исследователи геральдики (А. Б. Лакиер, П. П. Винклер) не разделяют их, в то время как другие (Ю. В. Арсеньев) разделяют, указывая на разное количество лап (у змея — четыре, у дракона — две). Слово «змий» встречается в славянских текстах с XI века (в том числе в Библии 1663 года), а слово «дракон» заимствовано из греческого языка только в XVI веке, появляется впервые в текстах, переведённых Максимом Греком. Андрей Курбский применял слово «дракон» к дьяволу. В Библии 1663 года дьявол назван змием, в Библии 1756 года и позднее используются и «змий», и «дракон». В источниках XVIII века встречаются переводы иноязычного слова «дракон» русским «змий». Так, в описании государственного герба, сделанного Ф. Санти в 1722 году на французском языке, стоит «dragon». В переводе же, сделанном, видимо, вскоре после сочинения Санти, это слово передано как «змий». В XIX веке «змия» переименовали в «дракона», вероятно, потому, что последнее уже вошло в широкое употребление. И для перевода выбиралось один из вариантов. История употребления слов «дракон» и «змий» показывает, что ими обозначалось одно и то же существо. Тем не менее, дракон может считаться дальнейшим развитием образа мифологического змея — основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали змея. В ранних версиях описывается происхождение от змей, а в поздних драконы либо потомки динозавров, либо развивались с ними из общих предков. А. Скляров отмечает схожесть мифологических драконов с динозаврами, а в фильме «Войны драконов» драконы представлены двумя видами: динозаврами типа дейнониха, с большими перепончатыми крыльями на спине (западный дракон) и преобразившимися великими змеями (восточный дракон). Немного об их способностях… Дракон как существо высшего уровня наделяется многими способностями: огненным или иным дыханием, разного рода магией, способностью превращаться в человека и других существ, телепатией. По большому счёту полёт также надо отнести к способностям, так как в природе нет летающих существ такого большого веса. Огненное дыхание — это извержение драконом из пасти огня или загорающихся веществ, которое не связано с дыханием как таковым. Тем не менее, извержение огня часто предваряет глубокий вдох. Драконоборцем этот момент уязвимости используется для уничтожения дракона. В разное время были разные попытки объяснить физику огненного дыхания. В большинстве фантастических произведений оно объясняется магической природой дракона или является врождённым заклинанием. Также популярна версия Питера Дикинсона о том, что дракон представляет собой своеобразный «дирижабль», наполненный газом метаном, излишки которого при необходимости отрыгиваются и превращаются в пламя. Метан вырабатывается естественным путём в ходе пищеварения. Такое объяснение даётся во многих произведениях, однако резервуары для горючего газа в них часто мизерны (чтобы не нарушать силуэт и не превращать дракона в воздушный шар), что сводит на нет пользу от такого объяснения. Также под вопросом процесс поджигания горючего газа при его выходе из пасти, так как непосредственно из горла пламя выходить не может. Версия смешения на выходе двух газов (которое поджигает оба) весьма популярна. Другая версия огнедыхания основана на выработке легковоспламеняемого яда специальной железой и искровом элементе. Как правило, для образования или хранения огненосных компонентов у дракона есть специальные органы.
Категория: Мои статьи | Добавил: AJB (24.05.2010)
Просмотров: 2817 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...

Статистика


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz

Verification: 43b3980bfc92dbc4